Пт. Апр 26th, 2024

Несмотря на то, что у наших детей каникулы, мы работаем над тем, чтобы в новом учебном году обучение для детей было интересным и доступным: составляются новые альбомы и пособия для занятий. Готовых пособий, которые можно применять в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии, к сожалению, очень мало.

Почему так происходит и почему обучение детей с РАС учебным и школьным навыкам вызывает трудности у учителей?

Зачастую дети, достигшие школьного возраста,  не имеют тот уровень знаний, который имеют их нормотипичные сверстники, и у аутичных детей одного возраста и обучающихся в одном классе этот уровень тоже зачастую разный, а значит и учебный материал может быть разным на одном уроке.

Еще одна серьезная проблема — у детей снижено понимание речи, им трудно воспринимать задания учителя наслух или письменное задание, а обучение в школе построено на словесных объяснениях материала учителем.

Все учебники (даже для школ 8 вида) рассчитаны на то, что ребенок понимает обращенную речь, и как следствие, эти учебники не подходят для детей с тяжелыми формами аутизма, а специальных учебников для детей с РАС нет.

Если ребенку сложно или он не понимает, что от него требуется – он начинает избегать заданий и как следствие появляется нежелательное поведение.

А отсутствие речи у ребенка   добавляет трудности в оценке знаний и в целом обратной связи с ребенком.

В этом случае работа специалиста должны быть направлена на адаптацию способа подачи материала и на адаптацию самого учебного материала под нужды ученика.

Каким образом происходит адаптация способа подачи учебного материала:

Во-первых, это пошаговое обучение — формируемый навык разбивается на большое количество мелких шагов.

Далее, каждый шаг отрабатывается по отдельности и  затем выстраивается алгоритм, позволяющий ребенку выполнить задание или освоить учебный навык.

Среди способов адаптации учебных материалов можно выделить следующие:

  • Упрощение инструкции к заданию: инструкция должны быть короткой и понятной для ребенка,
  • Связь обучения с личным опытом ребенка ( стимульный материал знаком и интересен ребенку), например, мы знаем, что наш ученик любит мультфильмы «Лунтик» и «Смешарики», и многие пособия для этого ребенка готовятся с учетом этих знаний, например счетный материал или слова для чтения;
  • Задания должны иметь дополнительную визуализацию: это написанная инструкция или подсказка в виде рисунка. Также это могут быть фотографии самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого для задания предмета (ножницы, ручка),
  • сокращение объема заданий, при этом сохраняется уровень их сложности;
  • или упрощение содержания задания.

Адаптация учебного материала для детей с множественными нарушениями в развитии – важная часть учебного процесса.

В своей работе мы используем материал, разработанный и сделанный совместно специалистами нашей организации и Центра сопровождения семьи «Школа развития «Умничка».

от umnichka